Почему ребенок начинает поздно говорить?

Вопросы родителей

Вопрос очень важный для каждого родителя. Кто - то начинает рано переживать и понапрасну, а некоторые родители, напротив, игнорируют задержку развития речи, тем самым провоцируют дальнейшие проблемы.

Какие причины могли повлиять на задержку в развитии речи?

В основе учения о темпераментах лежит понимание двух основных процессов высшей нервной деятельности: возбуждения и торможения. И для различных типов темпераментов соотношение этих двух процессов будет отличаться. Поэтому у детей с различными типами нервной деятельности навыки формируются в разные сроки.

Возбудимость — это свойство нервной системы реагировать на внешние раздражители. Когда количество стимулов, приходящих в нервную систему ребенка адекватно, то головной мозг и, в том числе речевые зоны коры головного мозга, развиваются гармонично. Если же количество раздражителей избыточно, а нервная система ребенка ввиду особенностей темперамента или внешних факторов подвижна и ослаблена, появляется риск повышенной возбудимости нервной системы. Это может негативно сказаться на созревании корково-подкорковых структур, в том числе и с риском задержки речевого развития.

Ключевыми избыточными раздражителями нервной системы для ребенка являются различные гаджеты: телевизоры, планшеты, телефоны. Такая чрезмерная нагрузка на сенсорные системы может критично нарушить баланс возбуждения-торможения в нервной системе, лишив малыша возможности (за счет торможения) усвоить новую информацию и научиться чему-либо.

Мы сейчас рассматривали одну из ведущих причин задержки речевого развития у условно здоровых детей, но нужно понимать, что если у ребенка есть различные другие проблемы со здоровьем (пороки развития, генетические синдромы, заболевания обмена веществ и т.д.) они также могут сопровождаться ЗРР. По опыту, нормализация общего состояния ребенка ведет, в том числе, и к улучшению речевого развития.

Маячки задержки речевого развития

Когда начинать нервничать родителям и бить тревогу? На первом году жизни стоит обратить внимание на:

отсутствие звукового сосредоточения у ребенка, монотонный плач и гуление — малоэмоционально окрашенные;
отсутствие реакции на громкие звуки.

В более позднем возрасте, ближе к году:
отсутствие реакции на собственное имя при сохранении реакции на звуки и наличии звукового сосредоточения.
При таких признаках необходимо исключить проблемы с органом слуха на различных уровнях (восприятие и проведение).

Не стоит паниковать, если ребенок до года сначала начал произносить различные слоги, простые слова, а потом в какой-то момент замолчал. Обычно это связано с «синдромом обкрадывания» — малыш переключился на овладение новым навыком. Например, учится стоять у опоры или ползать. Это не является признаком «отката» в развитии. Вероятно, через пару недель ребенок «вспомнит», как говорить.

Как помочь ребенку заговорить? С чего начинать работу?

Другой тревожный момент: если ребенок реагирует на звуки, но на свое имя не откликается или откликается не всегда, избегает зрительного и тактильного контакта, сложно взаимодействует со сверстниками, имеет некоторые особенности в поведении, то мы можем предполагать здесь особенности развития эмоционально-волевой сферы. Необходимо незамедлительно обратиться к неврологу.

Случается, что ребенок адаптирован в коллективе сверстников, обладает всеми навыками самообслуживания, понимает обращенную речь, но при этом не разговаривает. При таком состоянии малыша также необходимо показать неврологу для принятия решения о дальнейшей тактике ведения.

Первично необходимо понять, на каком уровне нервной системы ребенка произошла «поломка». Для оценки тяжести состояния следует пройти обследование у невролога. Доктор направит на дообследованные к смежным специалистам (ЭЭГ, УЗИ и т.д.; логопедам, нейропсихологам, поведенческим терапевтам), если такая необходимость имеется. Исходя из полученных результатов исследований, будет понятна тактика ведения ребенка.

Важный момент: необходима максимальная включенность родителей в процесс «запуска» речи у ребенка. Зачастую, чтобы он заговорил, элементарно не хватает потребности — это вопрос вербальной коммуникации в семье. Если ребенок не видит и не слышит, что в семье люди разговаривают, он не понимает, что ему тоже нужно говорить. С ребенком необходимо разговаривать:

рассказывать, что вы видите на прогулке и дома;
описывать предметы;
читать книги;
не включать гаджет или телевизор для обучения новым словам, так как их звуки для ребенка в раннем возрасте — белый шум, не более того. Он не воспринимает их равнозначно живой человеческой речи. Чем больше вы будете вовлечены в процесс, тем выше шансы у ребенка заговорить.

"Через короткое время и родители, и педагоги общеобразовательной школы отмечают эмоциональную стабильность, хорошую работоспособность, повышение интеллекта ребенка. Подготовка, которую ребенок получит на этом курсе, даст возможность учиться успешно, радостно, сделает этот труд увлекательным!"

Л.Л. Васильева.

Без имени-1

Каждое пробное занятие - диагностика текущих способностей ребенка и получение рекомендаций специалиста школы

Пройдя диагностику в нашем центре, вы получите анализ текущих возможностей и индивидуальных особенностей ребенка:

- объема зрительной и слуховой памяти
- качества переключения и концентрации внимания
- скорости мыслительных реакций
- техники и скорости чтения
- мелкой моторики

2

Практические рекомендации специалиста центра помогут составить программу дальнейшего развития ребенка и необходимых упражнений

Особенно важно - для дошкольников, вы получите полную дорожную карту подготовки к школе

Если вы давно хотели улучшить восприятие информации и ускорить получения новых знаний, то школа скорочтения в Екатеринбурге поможет вам сделать это. Мы используем собственную методику, позволяющую развивать память. Аналогов нет ни в России, ни за рубежом.

Школа скорочтения и развития помогает развивать ритм мысли, смысловую память, познакомиться с разными видами чтения. У нас проводятся занятия по стилистике, лингвистике, освоению приемов запоминания тематически не связанной информации.

Мы предлагаем курсы для детей в Екатеринбурге, учим их быть умнее, внимательнее и сообразительнее. Оставьте заявку и мы расскажем вам о подробностях обучения, используемых методиках и условиях, которые предоставляет школа.

Контакты и запись на пробное занятие

✔ Екатеринбург, ул. Татищева, д. 18 к.2, ЖК "Нагорный"

info@chitaivis.ru

+7 982 748 74 63